Текст к заданиям А17, А 18 и В1-В9
(1) Земля — одна из твёрдых планет Солнечной системы. (2) Её наружная каменная оболочка, или, иначе, земная кора, состоит из множества горных пород, которые сложены разнообразными минералами.
(3) Минерал представляет собой химическое соединение, простое или сложное, одного состава и внутренн..го строения. (4) Некоторые минералы состоят из одного химического элемента. (5) Но большинство минералов многоэлементные.
(6) Существуют минералы, одинаковые по химическому составу, но имеющие разное строение. (7) Например, и алмаз, и графит состоят из углерода. (8) Однако алмаз имеет очень плотную внутреннюю «упаковку», а в графите есть микроскопические слои, которые отделяются друг от друга даже при лёгком нажиме.
(9) Для описания минералов используют различные диагностические показатели, а именно: морфологические свойства, оптические характеристики, механические признаки. (10) К морфологическим свойствам относится форма кристаллов, индивидуальная для каждого минерала. (11) У кварца — несимметрично заточенные «карандашики», у поваренной соли — кубики, у алмаза — октаэдр. (12) Оптические характеристики — это цвет и варианты цвета, блеск, степень прозрачности. (13) Например, разновидности кварца отличаются цветом — бесцветный горный хрусталь, фиолетовый аметист, жёлтый цитрин, чёрный морион. (14) Механические признаки — это спайность, твёрдость. (15) Понятие спайности связано со способностью минералов терять целос(?)ность, раскалываться по определённым плоскостям. (16) Различие хорошо видно на примере кварца и слюды. (17) Кварц распадается на кусочки неправильной формы, слюда расщепляется на листочки.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:
Перечисленные ниже подтемы нашли отражение в тексте:
1) Земная кора.
2) Минерал как химическое соединение.
4) Диагностические показатели для описания минералов.
Ответ: 124.


Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
2) научный стиль речи;
3) тип речи — описание;
5) задача речи — дать конкретную информацию о минералах, входящих в состав земной коры.
Ответ: 235.
Определите, какие языковые средства связывают между собой 4-е и 5-е предложения текста.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения).
1) местоимение
2) одинаковый порядок слов
3) союз
4) синонимическая замена
5) лексический повтор
(3) Союз: Предложение 5 начинается с противительного союза «Но».
(5) Лексический повтор: В 4-м предложении «минералы», в 5-м — «минералов».
Ответ: 35.


Найдите в предложениях 16-17 антоним к слову сходство. Запишите это слово (антоним) в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Антоним есть в предложении 16: Различие хорошо видно.
Ответ: различие.
В слове, выделенном в 3-м предложении текста, пропущена буква. Запишите это слово, вставив пропущенную букву (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Пропущена буква в окончании имени прилагательного. Строения какого? внутреннего строения.
Ответ: внутреннего.
Определите, как пишется слово, выделенное в 15-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Слово «целостность» пишется с буквой «т», так как этот непроизносимый согласный четко слышится в однокоренном слове «целости» (в целости и сохранности).
Ответ: целостность.
Найдите в 10-м предложении текста слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В слове «кристаллов» [кристаллаф] оглушается конечный согласный.
Ответ: кристаллов.


Найдите в 16-м предложении текста существительное второго склонения, употреблённое в форме родительного падежа. Запишите его (существительное) в той форме, в которой оно использовано в тексте.
(16) Различие хорошо видно на примере (кого чего?)кварца (м.род, 2 скл.) и слюды.
Ответ: кварца.


Укажите морфологические характеристики, соответствующие слову, выделенному во 2-м предложении текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения).
1) деепричастие;
2) несовершенного вида;
3) страдательное;
4) в форме прошедшего времени;
5) в форме именительного падежа.
Выделенное слово «сложены» — краткое страдательное причастие совершенного вида прошедшего времени. По падежам краткие причастия не изменяются.
Ответ: 34.


Найдите в предложениях 9–10 частицу.
В предложении (9) есть слово «именно».
С морфологической точки зрения это уточняющая частица (здесь она входит в состав пояснительной конструкции «а именно»).
Других частиц (не, ни, бы, ли, же, только, лишь и т.д.) в этом отрывке нет.
Ответ: именно.
Найдите в 12-м предложении текста словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Связь «согласование» подразумевает наличие зависимого слова, которое бы изменилось по падежам вместе с главным. В предложении (12) — Оптические характеристики — это цвет и варианты цвета, блеск, степень прозрачности. — таким с/чет является выделенное курсивом. Выписываем из него зависимое слово «оптические».
Ответ: оптические.
Найдите в 13-м предложении текста слово, употреблённое в значении «ничем не окрашенный». Запишите это слово в той форме, в которой оно использовано в тексте.
В предложении 13 использовано слово, имеющее такое значение: бесцветный горный хрусталь.
Ответ: бесцветный.
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 8-м предложении текста. Ответ запишите в именительном падеже.
В предложении (8) (...есть микроскопические слои, которые отделяются ...) выделенное слово является местоимением, так как отвечает на вопрос (слои какие) и является союзным словом.
Ответ: местоимение.
Наверх